СЛАВУТНОСТЬ
#Язычество@kyddeda, #Традиция@kyddeda
В традиционной народной культуре главное предназначение и достоинство женщины – быть женой, матерью, хозяйкой. Женское обаяние в крестьянской среде неразрывно было связано с понятием «славутность». «Славутность» – довольно сложное понятие, включающее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, «честное» имя. Другими словами внешняя привлекательность без умения вести себя в обществе, умения подать себя, играла определенную роль, но не первостепенную.
«Красавой», «красулей» называли девушку «доброго надлежащего
роста», крепкого телосложения, с высокой грудью, крупными бедрами, гладким, белым лицом, румяную, белозубую, чернобровую, с длинной русой косой. О внешне привлекательной девушке говорили, что она «девка из себя видная, румяная, толстая – страсть красивая». В старинный заговорах «на красоту» идеальная внешность описывается так: «Всех я трав выше, лазоревых цветков я зрелее, всех белее и румяней», «плечами плечиста, грудями грудиста, речами речиста, лицом круглолица, на щеках алалица, бровями черна, очами очна».
«Дородность, то есть умеренная полнота, ценились в девушках и молодицах, да оно и понятно, потому что, когда мужик женит своего сына, он ищет в дом работницу. Жиденькую и слабенькую как раз прозовут «холерою». Этому находим подтверждение и в русских пословицах: «Худую взять – стыдно в люди показать». «Убогую взять – нечем содержать».
Чрезмерная стройность фигуры, граничащая с худобой, могла обернуться неприятностями в повседневной жизни: «И так, если парень влюбится в девушку тоненькую, стройную, с тонкими чертами лица, и будет очень настойчив и женится, то толку от такой женитьбы не будет. Ведь на молодую невестку в доме падали самые тяжелые и грязные работы, ей оставался самый последний кусок, и даже места за столом ей иной раз не доставалось: ела она стоя, черпая ложкой через головы сидящих. Конечно, здоровая, сильная, работящая молодуха и сама могла постоять за себя, да и свекор со свекровью за нее могли вступиться перед золовками. А за слабенькую, болезненную кто вступиться, кроме мужа. А ему напевали и напевали в уши: кого привел в дом, у всех на шее сидит, ни в поле ее не пошлешь, ни по дому от нее толку нет… Рано или поздно, надоедало ему это, начинал он попивать да под пьяную руку жену поколачивать, тогда уже вся семья бралась за нее. Глядишь через годик и поволокли на погост… Но уже в другой раз молодой мужик будет осмотрительней, возьмет, кого родители присоветуют: здоровую девку и работницу как огонь».
Каждая девушка, естественно, хотела выглядеть красивой и хотя бы приблизиться к идеалу. Для этого девушки прибегали к разнообразным ухищрениям. Чтобы лицо было белое и без веснушек, его мыли сывороткой, парным молоком, огуречным рассолом или мазали березовой смолой. Чтобы волосы становились гуще и не выпадали, их расчесывали гребнем, смоченным соком крапивы. Чтобы зубы были белые, и пахло изо рта, жевали свеклу (смолу лиственницы) или в больших количествах яблоки. Верили, что грудь будет большая и пышная, если есть много горбушек или тереть ее мужской шапкой. Были и другие представления об улучшении внешности. Так, чтобы коса («девичья коса – всем ребятам сухота») казалась толще, в нее вплетали льняную кудель, разноцветные ленты, гарусные нитки, унизанные бисером. Волосы покрывали специальной помадой, чтобы блестели. Голени должны быть как столбы. Поэтому в праздники крестьянские девушки побогаче надевали 2 – 3 поневы, несколько рубах, несколько шалей, несколькими парами вязаных чулок увеличивали толщину ног.
Девушки прибегали и к магическим действиям, чтобы добиться своей цели. Сохранилось много заговоров «на красоту». Например, «Вода с лица, краса – на лицо, лицо – как белый свет, а щеки – как шипишный цвет», нужно было произносить эти слова, чтобы стать красивой, натираясь 12 раз мылом.
Идеальный образ будущей жены дополняли такие качества как «умнота», то есть умение вести себя правильно в различных жизненных ситуациях (быть ласковой, доброжелательной, послушной, вежливой). А вот умная жена не очень приветствовалась. «Умную взять – не даст слова сказать». Это было проявлением традиционализма в крестьянской среде, где главенство в семейных отношениях однозначно отдавалось мужу. Чтобы понравиться парням, девушка должна была обладать веселым нравом, умением плясать, петь, вести остроумные разговоры, то есть быть «счастливой, талантливой, гульливой, забавливой». Но в своей «гульливости» девушке не следовало заходить далеко. «Славутность» предполагала безупречную репутацию:
«Худа славушка пройдет,
Никто замуж не возьмет:
Да что ни барин, ни купец, ни проезжий молодец».
В народной пословице это звучало так: «Не бери жену богатую, бери непочатую».
Источник: Шаповалова С. П. Женский идеал красоты в крестьянской среде пореформенной России // Научные ведомости Белгородскогогосударственного университета, № 15(70), 2009.
Материал подготовил В. Карнач